История Деда Мороза
История Деда Мороза.
Азнаете ли Вы, что предками Деда Мороза в одних странах считают местных гномов. В других - средневековых странствующих артистов, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.
В средние века твердо установился
обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал
сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям
на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют
по-разному, в Англии и Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз.
Кто
он такой - наш старый друг и добрый волшебник Дед Мороз? Наш Мороз -
персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные
славяне создавали и хранили своеобразную «устную летопись»: прозаические
предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом
родной земли.
В легендах древних славян существовал и другой персонаж
- Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста,
с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой
белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди
жестокой стужи.
Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его
изображали в плаще. К началу XIX века голланд-
цы рисовали его стройным
курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он
забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу,
отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил
Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного
толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.
И всё же, давайте попробуем
определить основные черты облика Деда Мороза, соответствующие как
историческим, так и современным представлениям об этом сказочном
волшебнике. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза -
кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны
Жарниковой - традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии
и символики цвета, предполагает следующее.
Борода и волосы - густые,
седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего «физиологического»
смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер,
обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но
именно волосы - единственная деталь облика, не претерпевшая за тысячелетия
никаких значительных изменений.
Рубашка и брюки - белые, льняные,
украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь
практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители
роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым
шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или
шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!).
Шуба - длинная (по
щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром
(восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент),
отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы,
увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов.
Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или
зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его
многочисленных «младших братьев». Если шуба коротка (голень открыта) или
имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля
или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена
лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.
Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом)
лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой
части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки
традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана
Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше,
театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и
форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие «неточности»:
замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие
выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка
правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта
Клаус), помпон (он же).
Трёхпалые перчатки или варежки - белые,
расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих
рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу
ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки -
неизвестно.
Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и
потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив
символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль ...
Обувь - серебряные или красные,
шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших
размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает
белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны,
святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить
настоящего Деда Мороза от «подделки». Более-менее профессиональный
исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или
чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные
сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).
Посох - хрустальный или серебрённый «под хрусталь». Ручка витая, тоже
серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное
изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья).
В наши дни трудно найти посох, соответствующий этим описаниям.
Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью
изменили его очертания.
Коллеги
Деда Мороза
У каждого уважающего себя профессионала,
коим является и Дед Мороз, обязательно есть коллеги. Люди, мало сведущие в
вопросах образов и родословных новогодних персонажей, обычно считают, что
всё это один новогодний супер-волшебник. А потому безжалостно переводят
Santa Claus как Дед Мороз и наоборот. Уверяем Вас, у Деда Мороза столько
же общего с Санта Клаусом как, например, у Останкинской телебашни и
Эйфилевой. Не верите? Судите сами ...
Здесь собраны имена и описания
коллег Деда Мороза по новогоднему ремеслу.
Joulupukki (Йоулупукки -
«лесной человек» - «рождественский козёл» - «рождественский дед») -
Финляндия.
Седые волосы, опрятная борода и усы. Красные куртка,
штаны и шапка-колпак. Тёмный кожаный пояс. Обязательно - очки. Живёт на
горе Корвантунтури («гора-ухо») не то в избушке, не то в самой горе.
Вместе с ним живёт жена Муори (Мария) и гномы. В стародавние времена ходил
под Рождество по домам (колядовал), угощал послушных детей и наказывал
непослушных (для чего носил с собой розги). В последствии воспитательный
аспект образа был утерян. Современный образ и легенда во многом взяты с
Американского Санта Клауса.
Популярен в Финляндии и ряде Скандинавских
стран.
Santa Claus (Санта Клаус) - США.
Седые волосы,
опрятная борода и усы. Красные куртка, штаны и шапка-колпак. Тёмный
кожаный пояс обтягивает толстое брюшко. По сути это эльф-жизнелюб. Чаще
всего на носу у него очки, а во рту - дымящаяся трубочка (в последние годы
старается не «нажимать» на этот элемент образа). Ездит в оленьей упряжке и
подбрасывает подарки в башмаки и чулки, оставленные возле камина.
Имя
«Санта Клаус» впервые появилось в прессе в 1773 году. За основу образа
взят Святой Николай мерликийский. Первое литературное описание образа
принадлежит Уильяму Джилли, опубликовавшему в 1821 году стихотворение
«Santeclaus». Годом позже появился целый стихотворный отчёт о визите Санта
Клауса, вышедший из-под пера Климента Кларка Мура. Существующий ныне
внешний облик Санта Клауса принадлежит кисти Хандона Сандблома -
американского художника, нарисовавшего в 1931 году серию рисунков для
рекламы кока-колы.
Sinter Klaas («Синтер Клаас», «Сандеркласс») -
Нидерланды, Голландия.
Приплывает на пароходе в сопровождении
чернокожих слуг. Дарит подарки.
Василий - Кипр.
Пожалуй,
самое странное имя новогоднего персонажа. Тем не менее дети на Кипре пишут
своему волшебнику: «Святой Василий, приходи, счастье подари, исполни все
мои желанья».
Баббо Натале (Баббе Натале) -
Италия.
Оставляет свои сани на крыше и через печную трубу проникает
в дом, где для него оставляют немного молока и сладостей «для
подкрепления».
Микулаш - Чехия, Словакия.
Приходит в ночь с
5 на 6 декабря, накануне дня Святого Николая. Внешне похож на нашего Деда
Мороза: та же длинная шуба, шапка, посох с закрученным в спираль верхом.
Только вот подарки он приносит не в мешке, а в заплечном коробе. Да и
сопровождает его не Снегурочка, а ангел в белоснежной одежде и лохматый
чертёнок. Хороших и послушных детей Микулаш всегда рад одарить апельсином,
яблоком или какой-нибудь сладостью. Зато если в «рождественском сапоге» у
хулигана или бездельника обнаружилась картофелина или кусок угля - это
точно Микулаш. Его работа.
А также:
Father Cristmas -
Великобритания;
Шань Дань Лаожен - Китай;
Одзи-сан («Санта
Одзи-сан») - Япония;
Pere No“el («Пер Ноэль») - Франция;
Святы Миклаус - Западные славяне;
Юлетомте - Дания,
Гренландия;
Юлебукк - Норвегия;
Папа Ноель -
Испания;
Мош Джарилэ - Румыния;
Юль Темтен -
Швеция
Отдельно хочется замолвить
пару слов о Снегурочке
Снегурочка - уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.
Откуда родом Дед Мороз
Пожалуй, в мире уже не осталось страны, какой-либо регион которой не претендовал бы на звание родины Деда Мороза. На первых местах здесь, конечно же, скандинавские страны - Финляндия, Дания, Норвегия. Но не только - на данный титул претендовали в разное время даже Турция и Китай. Россия в этом споре никак не отстаёт от остальной планеты. В 1998 российской родиной Деда Мороза был назван Великий Устюг - древнейший город Вологодской области.
Великий Устюг расположен на северо-востоке Вологодчины у слияния рек Сухоны и Юга. Это старинный русский город, ровесник Москвы и Вологды - основан в 1147 году. Путешественника Великий Устюг встречает своим главным фасадом - набережной с длинной вереницей храмов, колоколен, невысоких старинных особняков, прихотливо выстроившихся вдоль берега. Словно сама история города, как молчаливая каменная летопись, безмолвная и прекрасная, смотрится в зеркало речной воды. Церковь Вознесения, действующая Церковь Прокопия Праведного, Успенский собор, история которого насчитывает более семи столетий, Михайло-Архангельский монастырь, Троице-Гледенский монастырь семнадцатого века - это материализованная многовековая жизнь города, позволяющая ему и по сей день носить гордое звание Великого. Так где же, как не в этом живописнейшем городке, пропитанном духом землепроходцев и первооткрывателей, с глубокими традициями народных ремесел, радушия и гостеприимства, с неспешным северным нравом и таежными предместьями должен был обосноваться русский Дед Мороз?
В сосновом бору, в пятнадцати километрах от города была построена вотчина Деда мороза. Кроме того, в Устюге была открыта и его резиденция - лавка Деда Мороза, почта и музей, в десяти магазинах города открыты прилавки с "дедморозовской" продукцией и построен специализированный магазин "Берендей". На территории вотчины расположен Дом Деда Мороза и комфортабельные коттеджи с гостиничными номерами, площадки для зимних игр и аттракционов, досуговый корпус: сауна, бассейн, каминный зал, бильярд.
Ежегодно родину Деда Мороза посещают десятки тысяч туристов. Круглогодичные программы приёма туристов основаны на самых значительных событиях в жизненном календаре Деда Мороза. В последних числах декабря он по традиции покидает свою лесную резиденцию для открытия всех новогодних торжеств и в течение всей зимы радует гостей подарками и встречами. В конце марта жители Великого Устюга встречают Весну-красну, и Дед Мороз возвращается в свой лесной дом на покой от зимних дел и забот, чтобы со своими помощниками отвечать на письма детей и готовить подарки к следующему Новому году. В третий раз выходит властелин зимы для публичного выступления в середине июня, когда город Великий Устюг празднует свой День рождения. Все перечисленные события сопровождаются народными гуляниями и праздниками, встречами гостей, фестивалями русской кухни, включают в себя посещение вотчины Деда Мороза и его офиса, театрализованные представления, конкурсы, культурно-развлекательные мероприятия, фейерверки, обширную экскурсионно-познавательную программу, знакомящую с культурой и традициями русского Севера.
Ну а самое, пожалуй, главное - это то, что в сказку на земле Великого Устюга поверили дети. Только за первый год обретения своей новой родины, устюгский Дед Мороз получил от детей около 260 тысяч писем. А в 2001 году на границе России и Финляндии в Выборгском районе состоялась историческая встреча: Йолупукки - финского Деда Мороза с российским.
По последним данным, приготовления к Новому году идут в Великом Устюге полным ходом. Дед Мороз получает детские письма и готовит подарки. А это значит, что Новый год обязательно наступит - и будет не менее весёлым и счастливым, чем все предыдущие.
Источник: Счастливый Новый Год
А древние римляне ещё до нашей эры стали дарить новогодние подарки и веселиться всю новогоднюю ночь напролёт, желая друг другу счастья, удачи, благополучия.
В течение долгого времени римляне праздновали Новый год в начале марта, до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (в настоящее время он называется юлианским). Таким образом, датой встречи Нового года стал первый день января. Месяц январь был назван в честь римского бога Януса (двуликого). Один лик Януса был якобы обращен назад к прошлому году, другой – вперед к новому. Праздник встречи нового года назывался «календы». Во время праздника люди украшали дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением двуликого Януса; рабы и их владельцы ели и веселились вместе. Римляне делали подарки императору. Сначала это происходило добровольно, но со временем императоры стали требовать подарки на Новый год.
Говорят, одному из своих рабов Юлий Цезарь дал в новогодний вечер свободу за то, что тот пожелал ему пожить в новом году дольше, чем в старом.
Римский император Калигула в первый день Нового года выходил на площадь перед дворцом и принимал подарки от подданных, записывая, кто, сколько и что дал...
В Древнем Вавилоне Новый год встречали весной. Во время праздника царь на несколько дней покидал город. Пока он отсутствовал, народ веселился и мог делать все, что вздумается. Через несколько дней царь и его свита в праздничных одеждах торжественно возвращались в город, а народ возвращался к работе. Так каждый год люди начинали жизнь заново.
Кельты, жители Галлии (территория современной Франции и части Англии) встречали новый год в конце октября. Праздник назывался Samhain от «summer's end» (конец лета). В Новый год кельты украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков. Они полагали, что именно в Новый год духи мертвых являются живым. Кельты унаследовали много римских традиций, в том числе требование новогодних подарков от подданных. Обычно дарили украшения и золото. Несколько веков спустя благодаря этой традиции королева Елизавета I накопила огромную коллекцию вышитых и отделанных драгоценностями перчаток. В Новый год мужья давали женам деньги на булавки и другие безделушки. Эта традиция была забыта к 1800 году, но термин «pin money» (деньги на булавки) до сих пор используется и обозначает деньги на мелкие расходы.
Новый год в средневековой Англии начинался в марте. Решение парламента перенести Новый год на 1 января 1752 года натолкнулось на женскую оппозицию. Делегация возмущенных англичанок заявила спикеру, что парламент не имеет права сделать женщин на много дней старше, на что спикер якобы ответил: «Вот классический образец женской логики!»
В глубокой древности Новый год чаще всего связывали с весной – началом возрождения природы и ожиданием нового урожая. Поэтому на Руси Новый год отмечали 1 марта. В XIV веке Московский церковный собор постановил считать началом Нового года 1 сентября согласно греческому календарю. И только в 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел «впредь лета исчислять» с 1 января: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».
Девушки, убираясь 31 декабря, мели тщательно под столом, если попадалось хлебное зерно – к замужеству; а чтобы весь год были обновы, 1 января надевали все самое лучшее и в продолжение дня несколько раз переодевались. Второго января крестьяне совершали обряд – оберег дома.
Издревле
в России существует несколько новогодних
примет:
- если случилось что-нибудь с человеком на
Новый год, то же будет с ним все двенадцать
месяцев;
- не делай тяжелую и грязную работу – иначе
весь год будет в тяжком труде без отдыха;
- не отдавай долгов – весь год
расплачиваться.
Источник: Счастливый Новый Год
История Новогодней ёлки
Так гласит легенда…
Почему именно ель стала символом Нового года и Рождества? Красивая старинная легенда рассказывает об этом так:
Когда в Вифлееме родился Младенец Иисус, в небе зажглась новая яркая звезда, словно приветствуя чудесный праздник — Рождество. Многие поняли смысл этого чудесного знамения и устремились на свет Вифлеемской звезды: спешили окрестные пастухи и мудрецы-волхвы, жившие далеко на Востоке; птицы и звери, щебеча и мурлыча, тоже устремились к новорождённому со всех концов света. Даже растения принесли младенцу свои подарки. Одни — волшебный аромат, другие — вкусные сочные плоды, третьи — яркие цветы и мягкие листья. Последней пришла Ель — ведь её путь с Севера был очень далёк! Подошла — и скромно встала в сторонке.
«Почему ты не хочешь войти?» — удивились все. «Я бы хотела, — отвечала Ель, — но боюсь, что мне нечем порадовать Младенца Иисуса. Что у меня есть? Только шишки, твёрдые и невкусные. Да ещё смола — такая липкая, что не отдерёшь. Уж лучше я издали посмотрю на малыша, а то ещё ненароком испугаю его или уколю своими иголками».
И тогда растения поделились с елью своими дарами. Зарумянились на её ветвях шары яблок, зазвенели колокольчики цветов, одуванчики осыпали колючие иголки серебристым мягким пухом…
Обрадовалась Ель, осмелела, подошла к младенцу. Увидев красавицу, улыбнулся маленький Иисус. И Вифлеемская звезда ярко вспыхнула прямо над её верхушкой.
С тех пор, говорит легенда, Ель круглый год остаётся зелёной, а раз в году приходит в каждый дом и радует детей и взрослых своим праздничным нарядом…
Вот такая легенда. Правда, это всего лишь легенда. А как было на самом деле?
Как ёлка пришла в Россию
Сегодня родиной трогательного обычая наряжать рождественское дерево все единодушно называют Германию. Там ещё в Средние века в День поминовения прародителей Адама и Евы (24 декабря) в домах ставили украшенную яблоками ёлку, олицетворявшую райское древо познания. Рядом с ней сооружалась так называемая рождественская пирамида — треугольная деревянная конструкция с полочками, на которых лежали подарки, горели свечи, а вершину венчала «Вифлеемская звезда».
Постепенно красивый обычай стал распространяться за пределы Германии: герцоги и короли Франции и Англии перенимали эту традицию, беря в жёны немецких принцесс. Вслед за королевскими особами ёлку полюбили богатые люди, которые стали наряжать её в Праге, Цюрихе, Вене, Гааге, Нью-Йорке. Христианские миссионеры, работавшие в Китае и Японии, привезли оттуда в Европу обычай наряжать дерево бумажными игрушками. Позже появились украшения из папье-маше. А затем всё те же немцы придумали удивительные шары из прозрачного стекла, расписанные фосфором и светившиеся в темноте.
В России первую ёлку устроили именно немцы, постоянно жившие в Санкт-Петербурге. Это произошло в 40-е гг. XIX в. Новая забава была с восторгом принята высшим светом столицы, перекинулась в Москву и пошла по всей стране. Обычай вошёл в моду. Да к тому же мода на немецкое нововведение подкреплялась модой на немецкую же литературу, прежде всего Гофмана, — его сказка «Щелкунчик» выходила к праздникам отдельным изданием в качестве подарка для детей. Постепенно наладилась торговля срубленными деревьями. А уже в конце 1840-х гг. стали заказывать искусственные ёлки, что считалось особым шиком. Рост промышленного производства поспособствовал тому, что в считанные годы разнообразные украшения и свечи, изготовленные фабричным способом, стали доступны практически всем слоям населения.
К концу столетия рождественская ёлка стала обычным явлением, как в столицах, так и в губернских и уездных городах. Постепенно уютный семейный праздник превратился в раут с участием детей из других семейств: малыши ходили вокруг наряженного деревца, играли. Отыскивали под ним свои подарки… В богатых домах принято было приглашать на праздник и детей гувернанток, учителей, прислуги. Со временем начали организовывать общественные ёлки как для детей, так и для взрослых — в дворянских и офицерских собраниях, институтах благородных девиц, в школах.
Казалось бы, ёлка одержала в России полную победу. Однако о всеобщем её признании, даже в конце XIX в., говорить было рано. Деревня её так и не приняла. Да и у церкви она также не пользовалась благосклонностью. Святейший Синод не одобрял иноземный и к тому же языческий обычай, вплоть до начала XX в. издавал указы, запрещающие ёлки в учебных заведениях. А в ХХ веке правящая партия и вовсе объявила войну ёлке, запретив её вместе с рождественскими и новогодними праздниками.
И всё же зелёная красавица вышла победительницей из этой борьбы: новый обычай оказался столь обаятельным и чарующим, что и сегодня мы каждый Новый год и Рождество с трепетом наряжаем ёлочку.
Убранство ёлки
Великолепное убранство лесной красавицы тоже имеет свою историю. Самый ранний её наряд состоял из свечей и лакомств — яблок, орехов, конфет, пряников. А значит, был одновременно и угощением для детей. Сохранились сведения о расторопных кондитерах, продававших ёлки с уже прикреплёнными к ней сладостями. В России существовала традиция обрывания подарков, которая называлась «ощипыванием ёлки» (или говорили: «рушить ёлку»). Также встречались богатые чудаки, увешивавшие верхние ветки дорогими серьгами, перстнями и другими дорогими украшениями.
Стеклянные ёлочные игрушки придумали в Германии в XIX в. По легенде, у одного бедного стеклодува однажды не нашлось денег на съедобное убранство ёлки и он, чтобы как-то утешить своих детей, сделал их из стекла. Замена оказалась настолько удачной, что скоро вошла в моду, а потом и в традицию. Российские волшебники стекла дополнили традиционные шары, шишечки и грибочки забавными фигурками героев сказок, — этим «русская ёлка» отличалась от европейских сестёр.
Ёлочные украшения делали и из других материалов: воска, папье-маше, бумаги, фольги. Ель считалась священным деревом у многих народов. А обычай празднования Нового года восходит к древнему празднику смерти и возрождения. Воинственные германцы верили, что в ели живёт могучий дух леса, что в ней поселяются души умерших предков, которые могут защитить от болезней, даровать победу в войнах и обеспечить хороший урожай. Для того чтобы задобрить предков и духа леса, люди развешивали на ёлках жертвенные подношения (украшения и убитых животных). Затем устраивались ритуальные пляски, которые заканчивались сжиганием одного из деревьев. Пепел собирали, хранили до весны, а затем разбрасывали на полях, где он помогал расцвести новой жизни.
Христианские традиции
Рождество христиане начали праздновать в IV в., обычай украшать дерево возник только в XVI в., а предпочтение именно ели отдаётся последние лет двести.
Помимо яблок, убирали рождественские деревья лепестками роз и мелкой выпечкой. Розы — символ победы вечного над преходящим, и христиане помещают на ёлке тридцать три красные и тридцать три белые розы — по числу лет земной жизни Христа. Горящие свечки на ёлке означают «Свет есть любовь». Кроме того, христианскую ёлку принято наряжать сердечками, маленькими ангелами, золочёными грецкими орехами и мандаринами.
Существует традиция и в украшении верхушки: вначале туда водружалась только вифлеемская звезда. Макушка в виде шпиля появилась в последней четверти XIX в. и сделана была по заказу кайзера Вильгельма. Пятиконечная звезда — советское нововведение. Она призвана была напоминать о звёздах, горящих на башнях Московского Кремля, ведь именно оттуда, от курантов Спасской башни, начинал своё шествие Новый год. В советское время в наборах ёлочных игрушек появились цеппелины, самолёты, спутники, ракеты, космонавты и прочие реалии нового времени. Теперь такие фигурки — предмет внимания коллекционеров.
Каждый год по доброй традиции, мы достаём из коробки ёлочные игрушки: какие-то из них, кажется, были в семье всегда, а какие-то куплены в тот или иной памятный год. Но обязательно надо выбрать в магазине не менее трёх новых! Говорят, это приносит в дом достаток и счастье.
В лесу родилась ёлочка…
Рассказ о новогодней ёлке будет неполным, если не вспоминать любимую всеми с детства песенку «В лесу родилась ёлочка». Звучит она всегда задорно, весело и молодо, хотя ей уже больше ста лет. Молодая 25-летняя Раиса Кудашева написала стихотворение в 1903 году. Его опубликовали в журнале «Малютка», а так же оно вошло в состав сборника, предназначенного для декламации детьми младшего возраста на рождественских утренниках. Ну а сама Раиса Кудашева вошла в историю русской литературы как автор этого единственного стихотворения.
Два года спустя после публикации у этого новогоднего стихотворения появилась мелодия. Кандидат естественных наук, биолог и агроном Леонид Карлович Бекман, сочинивший мелодию даже не был знаком с нотной грамотой. Он лишь напевал стихотворение своей маленькой дочке Верочке. И не пели бы мы сегодня в весёлых хороводах этой прославленной песенки, не будь жена Бекмана, Елена Александровна Бекман-Щербина, всемирно известной пианисткой, профессором Московской консерватории, которая и записала мелодию на бумагу. Написав ещё несколько песенок для своей дочери, супруги Бекманы издали сборник «Верочкины песенки». Сборник выдержал четыре издания. И самой востребованной оказалась та самая «Ёлочка».
Пусть у этой незатейливой и очень доброй песенки будет счастливое и безмятежное будущее, и мы, наши дети, и дети наших детей будем встречать с ней каждый Новый год.